СРОО Свежий Ветер

Пишите нам по адресу info@blago-samara.ru
ПОЗВОНИТЕ НАМ 8 800 700 54 63
помочь сейчас
MENU

Этические дилеммы в деятельности благотворительных организаций России

За последние несколько лет увеличилось количество созданных благотворительных организаций: по данным исследования, в 2013 году Россия занимала 126 место в мировом рейтинге благотворительности [1]. Это на 12 позиций выше, чем в 2010 году. При этом благотворительные организации достигли такого уровня развития, когда они не могут больше работать, не обращая внимания на вопросы этики. Так, разработаны многие технологии фандрайзинга, оценки результатов, PR, однако, в процессе своей деятельности, многие благотворительные организации стали забывать про смысл благотворительности, про её ценности, которые были выбраны в качестве приоритетов.

С позиции внутренней деятельности некоммерческой организации, сотрудникам и добровольцам благотворительных организаций зачастую приходиться встречаться с разными этическими дилеммами и противоречиями, вследствие их обязательств по отношению к клиентам (благополучателям), коллегам, собственной профессии и обществу в целом.

По мнению фонда CAF этические проблемы редко включаются в список самых главных проблем, они носят более абстрактный характер, являясь менее осязаемыми, и часто оставляют много вопросов [3, с.42].

Этические дилеммы всегда связаны с проблемой ценностей и принципов в профессиональной сфере деятельности организации. Необходимость выбора определяется тем, что люди имеют различные, но равновесные интересы, требования и ценности. Кроме того, личные и профессиональные ценности сотрудника НКО также могут не совпадать.

Поскольку на законодательном и научном уровне не раскрыты и не урегулированы вопросы этических ценностей и дилемм в благотворительной деятельности, полагаю возможным использовать по аналогии закона и права нормы отрасли права – социальное обслуживание и положения из научных разработок «социальная работа».

В нашем случае под ценностью понимается общепризнанная норма, которая сформирована в определенной культуре, задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

По мнению ученых, иерархия ценностей социальной работы содержит четыре «главные ценности»: доступ к ресурсам; человек, его достоинство и индивидуальность; свобода, самостоятельность и способность к самоопределению; ответственность за реализацию указанных ценностей [4, с.34]. Таким образом, в этических нормах благотворительной деятельности должны отражаться основополагающие требования и меры поведения и действий сотрудников НКО, продиктованные характерными условиями и содержанием его труда.

Специалисты по вопросам внутрикорпоративной этики и оценки социальных проектов отмечают две теории разрешения этических дилемм: этика добра (утилитаризм) и этика долга (деонтология).

Согласно этике добра моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью [2, с.872].   При разрешении этической дилеммы последователи утилитаризма считают, что сначала следует проанализировать действия, определить всех заинтересованных лиц (субъекты влияния), а затем провести анализ позитивных и негативных последствий, и произвести действие, которое обеспечит наибольшее совокупное добро, т.е. правота действий определяется их последствиями.

Деонтологическая этика, которая лежит в основе социальной работы, важнейшей категорией считает долг, как совокупность объективной необходимости и личной активности специалиста, который глубоко осознает социальное значение своей деятельности.

Практически сферу этических вопросов в деятельности благотворительных организаций на Западе и США регламентируют в Этических кодексах, Положениях о конфликтах интересов. В России также начинают внедряться данные документы, которые призваны стать ориентиром при решении проблем и вопросов этического характера, разрешении конфликтов интересов, и определения стандартов взаимодействия.

Если благотворительные организации в своей деятельности будут руководствоваться этическими нормами и правилами, то будет повышаться уровень доверия к благотворительным организациям и эффективность их деятельности.

Библиографический список

1.Мировой рейтинг благотворительности 2014. Глобальные тенденции благотворительности. Ноябрь 2014. CAF/ [Электронный ресурс]. http://www.cafrussia.ru/page/mirovoi_reiting_blagotvoritelnosti_2014, (дата обращения 06.04.2015г.).

  1. Философия:Энциклопедическийсловарь / подредакциейА.А. Ивина:. М.:Гардарики, 2004. – 1072 с.
  2. Этика благотворительности/ Материалы социологического исследования. Пол Лежендр, Мария Черток, Валерий Нечаев. М.: CAF: Российское представительство, 1997/98. – 42 с.
  3. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социальной работы. М.: Ключ-С, 1999 г. -96 с.

 

Крицкова Е.В.: «Этические дилеммы в деятельности благотворительных организаций»/ 46 научная конференция студентов (6-11 апреля 2015 года, Самара, Россия): тезисы докладов.-Самара, Изд-во «Самарский университет», 2015 г.

 

 

 

 

Поделиться:
Подписаться
Уведомлять
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять